Nikon AF-S Nikkor 24-120mm F4G ED VR: универсальный объектив с зумом

Мы будeм прoдoлжaть рeтрoспeктивнoe тeстирoвaниe oптики Nikon, прeднaзнaчeнный для пoлнoкaдрoвыx кaмeр (FX), a устрoйствa с дaтчикaми APS-C (DX). Сeгoдня мы oцeним вoзмoжнoсти зум-oбъeктив Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR, кoтoрый являeтся прoстo пo инeрции, мoжeт быть нaзвaнa «стaндaрт»: в oтличиe oт другиx кoнкурeнтoв нa «клaссoвoй бoрьбы», этo дaeт фoтoгрaфу вoзмoжнoсть нe чeтырex-и пятикрaтнoй трaнсфoкaции.

Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR
Дaтa oпубликoвaния
19. aвгустa 2010 гoдa

Тип
Стaндaртный зум-oбъeктив с пoстoяннoй диaфрaгмoй
Инфoрмaция нa вeб-сaйтe прoизвoдитeля
nikon.ru
Рeкoмeндуeмaя цeнa
54 990 рублeй в фирмeннoм мaгaзинe

Нaшeму пoдoпeчнoму «сeмь лeт в oбeд», нo этo нe знaчит, чтo Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR пoтeрялa свoй смысл, или «приeлся». Мы xoтeли изучить eгo вoзмoжнoсти, пoдрoбнo и oбстoятeльнo. Мы нaчнeм с xaрaктeристик.

Xaрaктeристики

Мы привoдим дaнныe прoизвoдитeль:

Пoлнoe нaзвaниe
Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR
Дaтa oпубликoвaния
19. aвгустa 2010 гoдa
Бaйoнeт
Nikon F
Фoкуснoe рaсстoяниe
24-120 мм
Эквивaлeнт фoкуснoгo рaсстoяния для фoрмaтa DX
36-180 мм
Знaчeниe диaпaзoнa зуммирoвaния

Мaксимaльнoe знaчeниe диaфрaгмы
F4
Минимaльнoe знaчeниe диaфрaгмы
F22
Числo лeпeсткoв диaфрaгмы
9 (зaкруглeнныe)
Oптичeскиe сxeмы
17 элeмeнтoв в 13 группax
Минимaльнoe рaсстoяниe фoкусирoвки
0,45 м
Угoл зрeния
84°-20°
Максимальное увеличение
0,24×
Диаметр светофильтров
∅77 мм
Привод автофокуса
бесшумный ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor)
Стабилизация
есть
Защита от пыли и влаги
есть
Размеры (диаметр/длина)
∅84/103,5 мм
Вес
710 г

Из свойств нас больше всего привлекает, диапазон фокусного расстояния, тем точнее значение зуммирования — 5; это выходит за рамки традиционно предоставляемых конкурентами 4,2 (24 до 105 мм).

Диафрагма представлена девятью лепестками (а не шести, как это часто бывает) — это дает возможность оптики привлечь многочисленные (не менее 18) лучики от источника света. Кроме того, закругленные ламели диафрагмы должны способствовать приятным структуре размытие заднего плана (бокэ). Важно и то, что наш отдел защищен от проникновения внутрь пыли и влаги, так как это позволяет использовать его при неблагоприятной погоды.

Несколько смущает большое минимальное расстояние фокусировки (почти на полметра) — для съемки макро это не хватает. Что касается цен объектива, то кажется, быть оправдано, в частности, при рассмотрении имеющихся вариантов.

Конструкция

Оптическая схема состоит из 17 элементов, объединенных в 13 групп. Два элемента из стекла с очень низкой дисперсией (желтый), что теоретически позволяет более эффективно бороться с хроматическими аберрациями. Три асферические линзы (синий), которые дают возможность улучшить резкость изображения путем компенсации сферической аберрации. В конструкции используется «фирменный» нанокристаллическое покрытие (Nano Crystal Coat), состоящий из частиц, размеры которых меньше длины полуволны света видимого спектра. Предотвратить образование побочных (паразитных) отражений от поверхностей линз и устраняют блики.

Передняя линза снабжена уплотнением для защиты от проникновения внутрь объектива от пыли и влаги.

Стыковочный узел байонетного крепления, тщательно обрабатывается. Для обеспечения герметизации в месте его хранения по фланцу байонета камеры имеет граничных контакта резинового уплотнения.

Более узкое кольцо управления фокусировкой объектива находится ближе к байонету, и широкое кольцо управления зуммированием — ближе к передней линзе. В рабочем положении объектива (на камере) под большим пальцем левой руки оказываются три механических переключателя: режима фокусировки (ручной/автомат), выключение системы оптической стабилизации (VR) и переключение режима работы последнего (нормальный/активный). Автофокус позволяет в любой момент времени, чтобы резкость вручную.

При трансфокации объектив значительно расширяет, тем не менее, фокусировка у него внутренняя, и при наводке на резкость дальнейшие изменения линейных размеров не происходит.

При установке на полноформатную камеру (например, Nikon D810), объектив получается хорошо сбалансированным — это правда, что только в положении силы на минимальном фокусном расстоянии.

Производитель публикует графики MTF (частотно-контрастной характеристики) объектива. Напомним, что в идеальном случае кривые должны стремиться вверх, быть максимально мягким и содержать как минимум изгибов.

Широкоугольное положение (24 мм)
Телеположение (120 мм)

Красным цветом представлены кривые с разрешением 10 линий/мм, синий — 30 строк/мм.
Сплошные линии — для сагиттальных структур (С), пунктирные — для меридиональных (М).

В целом, кривые MTF выглядят среде, и особенно на минимальном фокусном расстоянии. Вероятно, наш отдел звезд с неба не хватает. Тем не менее, от нетяжелого зум с большой кратностью трансфокации и максимальным открытием F4 трудно ожидать, что что-то из ряда вон выходящего.

Теперь перейдем к исследованию Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR в нашей лаборатории.

Лабораторные тесты
24 мм

Разрешение, центр кадра
Разрешение на краю кадра

Дисторсия и хроматические аберрации центр кадра
Дисторсия и хроматические аберрации на краю кадра

Широкий угол показывает хорошую зависимость разрешения от диафрагмы. В центре кадра значение разрешающей способности остается на уровне 80% в диапазоне f/4—f/10, что очень высоко. Края кадра ведет себя аналогичным образом, всего за 10%, в то время как на f/16, периферийные устройства, уже падает на 60%.

На открытых диафрагмах заметны хроматические аберрации, при закрытии диафрагмы они становятся чуть меньше. Дисторсия выражается не так много: на широкий угол это «бочкообразная», и от 50 мм до конца диапазона — «подушкообразная».

70 мм

Разрешение, центр кадра
Разрешение на краю кадра

Дисторсия и хроматические аберрации центр кадра
Дисторсия и хроматические аберрации на краю кадра

При фокусном расстоянии 70 мм объектив в среднем показывает все те же 80% согласия. Профиль кривой разрешающая способность в центре кадра практически без изменений. А вот края снимка стал в целом лучше и намного стабильнее.

Хроматические аберрации заметно ослабли, дисторсия не изменилась.

120 мм

Разрешение, центр кадра
Разрешение на краю кадра

Дисторсия и хроматические аберрации центр кадра
Дисторсия и хроматические аберрации на краю кадра

На длинном конце разрешение в центре ведет себя несколько странно, хотя и очень стабильно. Максимальная упала ниже 80%, буквально провалился, и теперь кривая стала практически линейной. Тем не менее, этот результат также очень плохо. Края кадра немного менее стабильна, чем в средней позиции силы, да и кривая, как правило, ниже — на уровне 60%, и это уже не так хорошо.

Хроматические аберрации практически незаметны.

Стабилизация

Система стабилизации в объективе работает хорошо и дает фотографу предоставить реальную помощь. Производитель заявляет эффективность в 4 ноги, и наши тесты с хорошей точностью это подтверждают.

В итоге перед нами добротный зум с удобным диапазоном фокусных расстояний, с хорошей оптикой и приличной равномерностью разрешения на запись кадра и на всем диапазоне трансфокации. Кроме того, что он имеет очень эффективную систему стабилизации, которая делает объектив хорошим помощником в поле и travel-фотографии.

Практическая фотография

Съемки в реальных условиях мы производили объектив Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR в сочетании с камерой Nikon D810 и Nikon D850. Перед началом работы установили наиболее востребованные режимы и параметры:

  • приоритет диафрагмы,
  • средний вес измерения экспозиции,
  • автоматическая однокадровая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • автоматический баланс белого (АББ).

Полученные фотографии сохранялись на носитель информации в виде RAW-файлов без сжатия, которые впоследствии подверглись «проявке» с помощью Adobe Camera RAW (ACR) с использованием соответствующего профиля линзы для коррекции виньетирования, дисторсии и хроматических аберраций. Полученные изображения преобразовывали в 8-битный JPEG-файлов с минимальным сжатием. В ситуациях со сложными и смешанных характер освещения, баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегают к обрезке кадра.

Оптические свойства

Если только стрелять и не вдаваться в подробности, с помощью Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR, как единственным доступным оптическим инструментом, то большинство полученных снимков радует.

В парке усадьбы Архангельское. Дневной свет. Стрельба из рук.
Фокусное расстояние 120 мм; F4,5; 1/500 c; ISO 100
Улица Варварка, Москва. Ночь, в дождь. Штатив.
Фокусное расстояние 24 мм; F8; 4 c; ISO 100

Новослободская, что Ее метро. Стрельба из рук.
Фокусное расстояние 24 мм; F4; 1/25 c; ISO 250
Геккончик. Светодиодные лампы. Стрельба из рук.
Фокусное расстояние 70 мм; F4; 1/80 с, ISO 500

Если начать изучать снимки, сделанные в масштабе 1:1, то можно обнаружить остаточные признаки дисторсии и хроматической аберрации, а также падение резкости по краям при максимальном раскрытие диафрагмы.

Углубляться в более подробное исследование свойств нашего героя при различных положениях силы и различной степени диафрагмирования. Мы решили посмотреть, что происходит с изображением в двух разных сценах: первая с множеством планов и фокусировки по желтому углу дома, в саду, второй — с плюсом дальнего плана и фокусировки «на бесконечность». Из доступного диапазона трансфокации были выбраны четыре позиции, соответствующие четырем объективам, которые заменяет Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR: широкоугольный (24 мм), стандартный «полтинник» general-purpose (50 мм), умеренный телевик-портретник (85 мм) и телевик с приличным фокусным расстоянием (120 мм). Ниже несколько фотографий, полученных при «проявке» исходный RAW (NEF) без приложения в профиле (слева) и профиль (справа).

24 мм

Резкость в центре изображения это хорошо, но на окраине значительно снижается, особенно на максимальном раскрытии. Только при диафрагмировании до F8 удалось добиться ее повышения до приемлемого уровня на краях кадров.

На всех кадрах хорошо видно дисторсионные искажения в виде «бочки». Не исправлены диафрагмированием, но эффективно нивелируются применения профиля при постобработке.

Виньетирование выражает довольно четко (ок -2 EV). Это почти полностью компенсируется при активации профиля в процессе «проявки» RAW (NEF) в ACR.

Хроматические аберрации (сине-фиолетовый окантовка контуров контрастных объектов), это хорошо заметно, особенно по краям изображения. Их интенсивность мало зависит от степени диафрагмирования объектива и эффективность удаления профиля не очень большой. Конечно, для полноты коррекции этой окантовки нужно специально двигать ползунки в ACR.

Правильное Цветовоспроизведение, колористика достаточно интенсивной, но неназойливая.

50 мм

Резкость в центре изображения по-прежнему на высоте. По краям при максимальном раскрытии она немного ниже, но это уже не так просто заметить, как при фокусном 24 мм. При диафрагмировании до F5,6 резкость значительно выравнивает, и при F8 разница становится практически неощутимой.

Видны дисторсионные искажения, но уже в виде «подушки». Также практически нет жестких диафрагмированием, но хорошо регулируется приложений профиль.

Виньетирование (около -1,5 EV), записанные при F4—F5,6. Это почти полностью компенсируется при активации профиля в процессе «проявки» RAW (NEF) в ACR и при F8 и более сильные диафрагмировании уже не определяется визуально.

Хроматические аберрации (сине-фиолетовый окантовка контуров контрастных объектов) хорошо видны при F4—F5,6, особенно по краям изображения. При дальнейшем диафрагмировании исчезает. Эффективность их удаления профиля более выражены, чем при 24 мм.

85 мм

Резкость высокая, и разница между центром и периферией уже не определяется. Виньетирование до -2 EV и дисторсия в виде «подушки», они хорошо видны при F4. Диафрагмирование до F8 позволяет полностью избавиться от наклейки, но дисторсия сохраняется даже при F22. Оба отсутствие хорошо регулируется приложений профиль. Хроматические аберрации в глаза не отмечено.

По сравнению с 50 мм заметно падение общего контраста сцены.

120 мм

Резкость очень хорошая, в центре и на периферии, это ничего. Дисторсионные искажения в виде «бочки», очень заметны, не исправлены диафрагмированием, но эффективно нивелируются применения профиля. Виньетирование выраженное (примерно -2 EV), это исправляется диафрагмированием до F8 и полностью компенсируется при активации профиля в процессе «проявки».

Хроматические аберрации (красный слева, зеленый справа), опять же хорошо видны, особенно по краям изображения. Они только немного уменьшаются при диафрагмировании (даже до F22), и удалить их при применении профиля эффективно только при F8 и далее. Очевидно, что в этом случае для ремонта нужно специально двигать ползунки в ACR.

Контраст сцены сокращен примерно так же, как при фокусном расстоянии 85 мм.

Лучистость и нежелательные отражения

9-лепестковая диафрагма должна рисовать красивые лучики от источников света. Посмотрим, как с этим обстоят дела на практике.

45 мм; F4; 1/8000 c; ISO 100
24 мм; F13; 1/2000 c; ISO 100

С солнцем в кадре наш отдел работает не слишком хорошо. На левом снимке (F4), как видно не только богатой цветовой нежелательные блики («зайцы»), которые тянутся по диагонали от света в левом нижнем углу кадра, но и пятен, ореолов вокруг солнца и внизу слева. Заметно также резкое снижение контрастности в верхней половине кадра.

Даже при небольшой угол между направлением на солнце и главной оптической оси объектива (справа) видны цветные пятна. Однако лучистость при таком диафрагмировании очень привлекательным.

В ночное время изображение более презентабельная. Снимок ниже сделан на Красных холмах в Москве (штатив) при 24 мм; F8; 4; ISO 100.

Лучистость света интересная, очень богатая, с интересной структурой. «Мух» и других неприятных артефактов нет.

Рисунок размытия

Учитывая, что, как было сказано выше, наш отдел заменяет четыре объектива с фиксированными фокусными расстояниями, а 50 мм, 85 мм и 120 мм вполне можно использовать для съемки портретов, мы имеем право требовать от Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR приятные образы размытия заднего плана.

105 мм; F4; 1/1250 c; ISO 100
80 мм; F5,6; 1/320 c; ISO 100
120 мм; F4; 1/125 c; ISO 360

Хотя структура бокэ на этих фотографиях и нельзя назвать действительно шедевральной, то вполне приемлемым в типичных ситуациях. И тем, для кого размытость в изображении имеет особое значение, остается рекомендовать специализированные портретные объективы Nikon с фиксированным фокусным расстоянием.

Эти и другие снимки вы можете посмотреть в галерее, где собраны без подписей и комментариев. Данные Exif при загрузке изображений.

Галерея
Итог

Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR — добротный универсальный зум-объектив с пятикратной трансфокацией, который заменяет пять оптических инструментов с фиксированным фокусным расстоянием. К его сильным сторонам относятся оптическая стабилизация изображения, к слабостям, — только мягкий светосила.

В ходе наших испытаний было установлено, что объектив лучше всего работает на средних диапазонах зуммирования (50-90 мм), в то время как при максимальном и минимальном фокусных расстояниях качество изображения несколько снижается.

Резкость в центре кадра остается высокой при всех степенях диафрагмирования и зуммирования, но при этом еще более заметным остаются дисторсионные искажения: «бочка» с 24 мм и «подушка», при 50 мм и далее. Во всех положениях хорошо заметно виньетирование, и в широкоугольном положении — и хроматические аберрации, которые не до конца удаляются даже при применении профиля.

Объектив рисует красивые лучистость вокруг источников света, особенно при диафрагмировании до F8, но введение в композицию кадра открытом солнце может испортить результат богатой паразитными отражениями от поверхностей линзы.

Независимо от того, что Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR остается средством выбора в большинстве съемочных ситуаций, особенно в фоторепортаже. Дополняется его способностью изобразить довольно приятную текстуру, размытие заднего плана (бокэ).

Мы рекомендуем Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR в качестве основного инструмента не только для фотографов-любителей и энтузиастов, но и для профессионалов, которые ценят мобильность и компактность, особенно во время путешествий.

Авторский альбом Михаила Рыбакова с снимками, сделанными при помощи рассмотренного объектива, вы можете полистать здесь: Nikon AF-S Nikkor 24–120mm F4G ED VR.

Купить или посмотреть на текущую цену объектива можно в фирменном магазине Nikon.

Спасибо компании Nikon за предоставленные для тестирования объектива и камеры

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.